Sermyagins Family.
Семейный сайт — все что нам интересно в прошлом, настоящем и будущем
Современное театральное искусство
Буквально вчера получил я неожиданный вопрос от нашего батюшки (никакого отношения к религии это слово здесь не имеет) — а ходим ли мы собственно в театры. Вопрос оказался несколько неожиданным (все таки День защиты детей вчера, а не театров), и я, было дело, начал писать ответ… но, написав уже достаточно много, решил что лучше уж поделиться этим с более широкой общественностью.
Итак, что мы думаем про современный театр?
Честно говоря, в детстве я очень любил театр и ходил на разные спектакли регулярно — спасибо родителям. С годами и времени стало не хватать и природная лень мешать — одно дело когда тебе купили абонимент на год и надо просто каждые две недели ходить в театр, а совсем другое дело когда нужно сначала узнать где что есть, потом найти билеты, потом не забыть в этот день сходить в театр… да ещё и что бы никакого аврала на работе не случилось…
Но тем не менее где-то раз в полгода удавалось вырваться и посмотреть какое-либо театральное действие…
Столкнулся при этом с рядом вещей.
Во-первых, абсолютно стала не интересна классика… т.е. с одной стороны сами произведения так или иначе известны и совсем не интересно сидеть 2-3 часа когда знаешь «что убийца — дворник»… с другой стороны было бы интересно посмотреть на великих актеров… но не так уж много их осталось из старой школы, а новая как то в основном по сериалам расползлась. Ну и пафос, которым так или иначе пропитано любое классическое произведение портит настроение от просмотра. Занесло нас как то в Питер, решили зайти в Мариинский театр. Но давали там в этот день оперу Братья Карамазовы… это ж надо было из этого произведения оперу сделать!!! Более нудного и не интересного зрелища я давно не видел… А слов и официальных восторгов вокруг — масса!
С другой стороны, столкнулись с таким явлением как антреприза… насколько мы поняли, это когда некая небольшая труппа, созданная конкретно под этот «спектакль», колесит по разным театрам, не имея родной сцены. Видел пару раз такое — очень не понравилось. По ряду причин. Бедность декораций — видимо чтобы не возить и не устанавливать много… Малое количество участников — опять таки из-за простоты и экономии… Как результат — бедное содержание, часто какой-то законченный отрывок большого произведения… Общее ощущение — много шума на пустом месте с целью заработать денег (билеты дороже чем на регулярные спектакли).
Но не все так плохо — есть два явления которые вызывают большой интерес.
Великие актеры — их конечно становится все меньше, так как все они из старой школы… но тем не менее они все ещё есть и на спектакли с их участием ходишь именно чтобы посмотреть на актера, на его игру! В восторге от Ширвиндта с Державиным, Костолевского, Гаркалина… других актеров… очень жалею что многих уже не застал. Но эти актеры «привязаны» духовно к конкретной сцене и не будут уже так смотреться в других местах…
Появляются новые труппы, новые актеры… и больше всего интересны те, кто непосредственно к классическому театру отношения не имеет. Из собственных приятных открытий — комедийный Квартет И, что выступает в ДК им. Зуева и Евгений Гришковец, который выступает в совершенно не принятой в российском театре западной манере театра одного актера и строит все свои образы от эмоций. Квартет И, по большому счету, тоже строит все свои спектакли вокруг переживаний и дум простого современного человека.
Очень рекомендую и тех и другого — равнодушных остается мало — либо полюбите, либо будете сильно ругаться. Кроме того, в спектакле «По По» Гришковца были приятно удивлены игрой его напарника по спектаклю — Александра Цикало — казалось бы просто шоумен, но даст фору многим актерам. Что интересно — в обоих случаях сами актеры являются и авторами своих спектаклей… может поэтому и сила погружения гораздо больше.
Что же касается молодой смены в традиционных театрах — не понравилось ничего… могу охарактеризовать это одним словом — «не верю!» — они переигрывают, стараясь подражать неким стандартам, но при этом видно что они сами не верят в то что играют… либо просто далеко это от народа, от наших дум, проблем, желаний…
Однако, так или иначе, в последнее время мы все больше склоняемся к просмотрю спектаклей по телевизору… почему? Есть тому ряд причин, и географическая не самая главная.
Прежде всего нам жутко не нравится и не понятна система продажи и распространения билетов. Может быть что-то и изменилось в последнее время, но несколько лет назад мы решили вдруг посмотреть Юнону и Авось в Ленкоме, ещё с участием Николая Караченцова. Захотеть-захотели, но появилась большая проблема — как достать билет? Все билеты в театральных кассах проданы (кроме совсем галерки), можно достать у перекупщиков по безумным ценам… что не понятно — почему нельзя продавать билеты через интернет? Многие театры продают, но это не решает проблемы перекупщиков… Хорошо. Поставьте на него цену соответствующую — если билет стоит 200 рублей, а перекупщики продают его за 2000 рублей, так поставьте эту цену официально и пусть театр зарабатывает эти деньги, а не ворье вокруг него. Тут есть возражение — «а как же малоимущие и пенсионеры?»… ну хорошо… но введите тогда такую же систему как и с железнодорожными билетами — проставляйте в билетах фамилию и не продавайте больше 4 билетов в одни руки. Эта система работает на Западе и не то чтобы устраняет спекулянтов полностью, но позволяет простым гражданам посещать за адекватные деньги интересные мероприятия без больших сложностей… Ну да видимо много кому это не нужно, прежде всего самим театральным деятелям — билеты в Ленком до сих пор тяжело достать…
Вторая проблема — абсолютно не комфортные условия посещения — неудобные старые сидения, многие залы просто имеют неудачное расположение, плохо видно актеров, кто-то все время чихает, жует шоколадки, звонки сотовых телефонов и т.п…. С одной стороны это компенсируется живым контактом с актером… но все равно портит впечатление…
И третья проблема — спектакли идут в строго обозначенные дни и бесследно проходят. Не успел — не посмотрел.
Ну и появилась дополнительная сложность — в театр с ребенком до 10-12 лет ходить невозможно…
С другой стороны, нашли для себя идеальное решение для просмотра интересных спектаклей всей семьей в удобное время и в приятной обстановке — видео спектакли. Современные технологии видео высокой четкости, многоканального звука, качественной акустики и теле-видео аппаратуры позволяют посмотреть интересные произведения в домашних условия с бОльшим эффектом нежели присутствие непосредственно на этом спектакле. Мало того — спектакль можно пересматривать несколько раз и наслаждаться моментом и делать это в нужный момент. Спектакль как музыка или книга — он важен не только сам по себе, но его нужно смотреть в определенный момент при определенном состоянии души и настроении… и желательно с возможностью посмотреть ещё раз, прочувствовать, продумать пропущенные при первом просмотре моменты. Посмотрев Травиату на Blu Ray, я пришел к выводу что 90% опер и балетов буду смотреть дома — абсолютно чистый звук, лица актеров и декорации на расстоянии нескольких метров, отсутствие отвлекающих факторов — я, пожалуй, впервые получил удовольствие от оперы. Кроме того, видео позволяет вернуться к безвозвратно, казалось бы, утерянному — те же концерты Поваротти…
Мало того — подобное видео дает возможность ребенку приобщиться к искусству с малых лет — дитё в восторге от музыки! Кроме того видео спектакли помогают всем, оторванным от родины, не быть лишенным культуры на родном языке (к сожалению содержание гастролей в Европе оставляет желать лучшего — 90-е годы в «рассвете»).
У видео спектаклей есть только один минус — их крайне мало… причем если опера и балет, особенно зарубежные, представлены достаточно широко, то что касается обычного театра то тут ассортимент крайне скуден. Надеюсь что это скоро изменится. Что касается тех же Евгения Гришковца и Квартета И, то они решают эту проблему активно, хотя и несколько по разному — Гришковец регулярно выпускает аудио или видео диски с записью своих спектаклей, а Квартет И регулярно снимает кино версии своих спектаклей (это именно киноверсия спектакля, хотя и со всеми атрибутами обычного кино) — «День Выборов», «О чем говорят мужчины» и т.п.
Кроме того есть ещё такой вид искусства, который вышел из театра напрямую — кино. Я не говорю о таких фильмах как Терминатор или Аватар — тут скорее работа спецэффектов и компьютеров. Но тем не менее, есть большое кол-во фильмов, имеющих огромный содержательный багаж — «Достучаться до небес», «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», «Ва-Банк», «11 друзей Оушена», «Хороший год», «Кин-Дза-Дза», «Up in the Air», «Пока не сыграл в ящик», «Куда приводят мечты», «Двухсотлетний человек», «Человек дождя», «Форест Гамп», «Жизнь Бенджамина Баттона» и т.д. и т.п. — можно перечислять до бесконечности. И во всех этих фильмах я с гораздо большей уверенностью скажу «Верю!» и получу какой-то эмоциональный или интеллектуальный порыв, нежели при просмотре спектакля по пьессе Островского «Гроза» в исполнении в 300-й раз, зазубрившего, но не прочувствовавшего, весь театральный курс актера.
В заключение хочу сказать, что есть большой пласт, не изученный пока нами — европейская и американская театральная традиция. К сожалению, недостаток знания языка пока является главным препятствием. Из не русскоязычных спектаклей мы посещали только Цирк-Дю-Солей (Цирк Солнца) в Лас-Вегасе. Да, да! Именно спектакль, ибо этот цирк использует цирковые элементы только как визуально-техническое исполнение, а вся программа пропитана одним общим содержанием. Тем не менее это действительно не настоящий театр, а скорее балет…
Надеюсь что рано или поздно мы оценим театральное действо в европейском стиле. Очень хорошие отзывы в прессе и о Кевине Спейси, Хью Гранте, Хью Джекмане, Ричарде Гире и других именитых кино актерах… все таки великий актер велик везде — и в театре и в кино.
В заключение хочется пожелать Вам приятного просмотра и от кино и от посещения театра — главное чтобы и уму и сердцу это дало что-то новое и полезное!
Social Profiles